“Слава побеждённым” (польское восстание 1863-65 гг. в перспективе формирования нации и восстановления государственности)

Лекция доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН (Центр истории славянских культур), академика Польской академии наук Александра Владимировича Липатова, которая состоится в Центре славянских культур 13 мая, будет посвящена польскому восстанию 1863-65 гг.

“Слава побеждённым” (“Gloria victis”, 1910) – цикл новелл Элизы Ожешко – популярнейшей писательницы Польши и России (её русские переводы непрерывно издаются, и вплоть до нашего времени её творчество привлекает внимание отечественных литературоведов).

Латиноязычное название цикла внутренне соотносится с восходящими к глубокой древности культурными представлениями, литературными образцами и кодексом чести Западной Европы (Pax Latina), частью которой изначально было польское государство. Это название переосмысливается в свете своих – именно польских – исторических судеб. И именно в этом – на общем фоне славянства – культурное своеобразие, национальное самосознание и художественный феномен польской литературы, которая дала миру двух первых славянских лауреатов Нобелевской премии (Г. Сенкевич – 1905 г. и В. Реймонт – 1924 г.). В таком культурно-историческом контексте обретает скрытый смысл и особую глубину – трагичную и героичную – латинское название последнего творения Э. Ожешко.

Участница последнего срыва «мятежных поляков» (рискуя жизнью, она способствовала тайной переправке в Варшаву вождя восставших Р. Траугутта) Э. Ожешко пишет о повстанцах, обречённых на поражение, гибель или Сибирь (куда был сослан её муж). Древнеримское «Слава победителям» (возглас, которым ликующие толпы приветствовали возвращающиеся со щитом легионы) преображается в печальное почитание, горестное сочувствие, благодарное преклонение, тихое сострадание и верную память о тех, кто оказался на щите, не покорившись всесильным имперским властям и не смирившись с национальными унижениями.

Излагать события, пересказывать ход восстания, перечислять победы, поражения и долгое угасание этого – очередного – национально-освободительного движения поляков, лишённых Польши, означало бы сухую передачу информации, которую желающие могут почерпнуть из справочной литературы. Полагаю, что предпочтительнее будет стремление не обрисовать русской аудитории событийность саму по себе, а показать скрытую за фактографией внутреннюю суть происходившего, чтобы тем самым приблизить русским понимание поляков – их менталитета, национального характера, самоощущения, – то есть всего того, что до сих пор предопределяет степень русско-польского взаимонепонимания, а тем самым определяет сами возможности достижения взаимопонимания.

Преодоление давнишних стереотипов русско-польских взаимопредставлений и взаимопредубеждений осуществимо на путях выверенного научного познания (не подверженного исторически изменчивым требованиям идеологий). В таком ключе я пытался приблизить российским слушателям суть “польскости” в таких лекциях как «Польша: национальное своеобразие и универсальные ценности в общеевропейском контексте», «Первая в Европе, вторая в мире (Польская Конституция 3 Мая 1791 г.)», «”Ещё Польша не погибла” (к столетию восстановления польской государственности 11 ноября 1918 г.)».

Интерес к польской проблематике со стороны непосредственных слушателей в Москве (а, благодаря Интернету, и по всей России), и – что особо примечательно – в самой Польше (общее количество просмотров) побуждает к продолжению такого типа публичных лекций уже в виде цикла, который я бы назвал «Понять поляков».

В отношении этих наших близких во славянстве и географически ближних соседей накопилось превеликое множество разделяющих нас предубеждений и мифов, порождённых переменчивостью истории, политики и идеологии. Географию, обрекающую нас на соседство, изменить невозможно, а вот застарелые стереотипы изменить вполне реально. Для этого нужно спокойное и по мере возможности беспристрастное осмысление нашего прошлого и настоящего в свете современных культурно-исторических представлений. Для православных же русских и поляков-католиков в равной степени необходимо следование словам апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Послание Галатам 3:23). Всем важно помнить, что живём мы в одном и том же общечеловеческом мире и никуда из него не деться. Тем самым, взаимонепонимание может постепенно вытесняться взаимопониманием.

Регистрация