А.К. Красин – Конфессиональная неоднородность славянского мира и пути её преодоления в конституциях и международных соглашениях балканских государств

Конфессиональная неоднородность славянского мира и пути её преодоления в конституциях и международных соглашениях балканских государств

(тезисы)

Красин Артём Александрович

студент

Филологического факультета МГУ

Исторические события, повлиявшие на укоренение среди славянских народов различных религий, вызвали и определенные политические, культурные, демографические и правовые последствия. В век становления славянских народов Балкан в качестве политических наций, религиозная идентификация влияла на создание политической мифологии, которая в свою очередь определяла культурно-ценностные ориентиры, правовые особенности управления и коллизии между желаемым образом и функционированием нации и вмешивающейся в эти процессы наднациональной конфессиональной принадлежностью. Таким образом, молодым государствам приходилось учитывать религиозное разнообразие управляемого населения при внедрении новых механизмов управления, судопроизводства и даже экономики. Особенно остро эта проблема встала перед государством, объединившим несколько славянских национальных государств – Югославией.

Доклад предлагает проследить за эволюцией межконфессиональных отношений между славянскими народами Югославии с начала внедрения в них механизма конституционно-правового регулирования, то есть в историческую эпоху с момента принятия в 1921 году Видовданской конституции Королевства сербов, хорватов и словенцев до настоящего времени. Конституционно-правовое регулирование начало действовать наряду с традициями, обычным правом и правосознанием, долгое время скреплявшими мир между конфессиями. Однако кризис государственности Югославии и последовавшие за ним политизация религии, взрыв этноконфессионализма показали очевидные недоработки или недостаточно использованные возможности этого подхода.

На основании анализа ценностных компонентов статей Видовданской конституции 1921 года, конституции Королевства Югославия 1931 года, конституций Федеративной Народной Республики Югославия 1946 года, 1953 года, конституций Социалистической Федеративной Республики Югославия 1963 года, 1974 года, конституции Государственного союза Сербии и Черногории и конституций некоторых других новообразованных государств, а также Дейтонских соглашений и межгосударственных соглашений между бывшими частями Югославии рассматривается динамика правового регулирования межконфессиональных отношений и делается предположение о возможных причинах его неудачи, а также о перспективах преодоления конфессиональной разобщенности славянских государств Балканского полуострова.