Г.П. Мельников – Культура как инструмент сближения, дифференциации, диалога и вражды народов (феномен культурного пространства Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы)

Культура как инструмент сближения, дифференциации, диалога и вражды народов (феномен культурного пространства Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы)
(тезисы)

Мельников Георгий Павлович
к.и.н., в.н.с. Института славяноведения РАН

В европейской традиции культура позиционируется как инструмент культурной коммуникации, способствующий взаимопониманию разных народов путем культурного диалога, взаимовлияния и обмена культурными ценностями. Однако именно культура является квинтэссенцией этнического/национального самосознания, манифестантной формой идентичности, что имеет следствием этно-культурную конфронтацию, часто выражающуюся в культурных конфликтах и в участии культурного компонента в конфликтах политических.

Регион Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы даёт ряд классических примеров такой амбивалентности международной функции культуры. Становление культур славянских народов включало в себя конфронтацию с немецкой (у ряда балканских славян – с турецкой) культурой   при одновременном усвоении ее эстетических ценностей и внешних, бытовых особенностей. Безусловная идентичность венгерской и румынской культур включает в себя наличие славянских элементов, и наоборот. Поэтому можно говорить о специфической общей культуре Карпатского региона, учитывая языковую конфронтацию проживающих там этносов.

В рассматриваемом регионе Европы конфронтация между “своим” и “чужим” весьма условна, граница между ними легко переходима (например, иконы на стекле как общее достояние Тироля, Моравии, Словакии, Закарпатья, Румынии). В данном регионе сформировался “плавильный котёл” различных культурных импульсов и влияний, создавший единое культурное поле как пространство взаимодействий. На этом поле шли и идут культурные и политические баталии, цель которых – прежде всего формирование и отстаивание своей культурной идентичности, что возможно только в условиях конфронтации, прежде всего политической, с соседними народами. Примеры тому – отторжение русской культуры на Украине и провозглашение своих культур (включая язык) основой культурно-национального строительства в государствах, возникших после распада Югославии. Именно культура служит здесь инструментом борьбы с соседями и одновременно основой самосознания, которое, безусловно, включает в себя сближение с европейской культурой в целом. Именно этот регион Европы, как и проблема беженцев в Западной Европе, сейчас ярко демонстрирует амбивалентность функций культуры.