И.Ю. Бровченко – Современное религиозное состояние в Польше

Современное религиозное состояние в Польше
(тезисы)

Бровченко Игнатий Юрьевич (Польша)
аспирант Гуманитарной Академии им. Гейштора в Пултуске

Современный мир характеризуется быстрым темпом развития общественных, институциональных, культурных и экономических процессов. За последние два десятилетия глобальные ощутимые перемены связаны с развитием и доступностью компьютерной техники, связи и Интернета. Стартап-фирмы, крупные компании и корпорации используют все это для распространения информации о себе и того, что они хотят показать обществу в целом и каждой личности в отдельности. Это влияет на скорость происходящей в мире глобализации, которая в свою очередь связывает страны и континенты между собой, давая возможность и заставляя людей перемещаться чаще и дальше.

Под воздействием этих процессов сфера влияния и распространения Церкви увеличивается и выходит за рамки государственных границ, этнической территории и языкового пространства. Но наблюдается и явление, связанное с современным атеистическим, «агностическим» образом жизни. Количество священнослужителей в некоторых странах снижается, как и количество прихожан. Например, в Германии, в южной её части, исторически католической Баварии и Швабии, за последние годы количество местных немецких священников резко упало. 

Несколько иная ситуация в Польше. Результаты, полученные Институтом статистики Католической Церкви показывают число людей, желающих вступить на путь священнослужителя. Результаты за период 1991 –2011 показывают, что число диоцезов выросло с 27 до 44. Число епископов также увеличилось со 106 до 133, а кардиналов с 3 до 6. Как сообщает ИСКЦ, выросла численность приходов  с 9089 (1993 г.) до 10201 (2012 г.). Что касается греко-католиков, то число их приходов также увеличилось с 63 (1993 г.) до 134 (2012 г.). Начиная с 1990 г., число ксёндзов увеличилось на 33%. Определённое место в религиозной жизни Польши занимают православные поляки (156 тыс.); Православная церковь занимает второе место после Римско-католической.

Современная церковь, как социальный институт государства и неотъемлемая часть общества, не остаётся в стороне, используя возможности Интернета, телевидения, социальных сетей и т.д. Меняется ее внешний вид, количество и внутреннее содержание сложного духовного процесса. Частое перемещение людей и быстрое проникновение информации даёт возможность прийти к вере многим другим людям, которые живут в совершенно разных местах, отдалённых от исторического и культурного центра развития Церкви.