М.А. Пильгун – Диалог в виртуальном пространстве: проблемы и возможности

Диалог в виртуальном пространстве: проблемы и возможности
(тезисы)

Пильгун Мария Александровна
д.ф.н., проф., в.н.с.
Института славяноведения РАН

Диалогический дискурс медиатекста характеризуется типичными чертами:  знаниями говорящего о ценностном мире, об эмоциональных состояниях адресата и о способах их вербального манифестирования (связанных с обозначением действия, ситуации, мнения, установки, интенции, эмоции и оценки относительно самого себя и относительно партнера); учет знаний о себе, мнений о себе и т.д. у адресата; ориентацию на социальные роли и статус адресата в соотнесении с собственными ролями и статусом. Успешность диалогической и полилогической коммуникации будет зависеть от четкости ориентированности на адресата как конкретную социально-детерминированную личность со своим статусом и ролями, с  определенной системой ценностных координат.

Современное медиапространство в значительной степени меняет особенности диалоговой коммуникации: временные, пространственные, языковые рамки стираются. Между тем определяющей становится общая система ценностей коммуникантов,  которая сегментирует коммуникативное пространство, определяет выбор партнера и отношение к нему, продолжительность контакта, готовность предоставить информацию,  успешность решения коммуникативных задач.

В основе фильтрации и сегментировании медиапространства участниками общения лежит принцип совпадения / несовпадения ценностных парадигм коммуникантов.

Аксиологический параметр является определяющим для сегменирования аудитории медийного ресурса как  в условиях  естественного диалога,  так и в условиях диалога-иммитации, когда искусственное создании диалогического контекста необходимо для вовлечения  новых участников  коммуникации, для решения определенных экономических или политических задач. В частности, модерирование может быть частным случаем контроля за деятельностью участников интернет-коммуникации. Негласное проникновение в закрытый для посторонних канал общения, подслушивание (lurking)  позволяет диагностировать ценностную парадигму  пользователя и  разработать точные механизмы воздействия на него.

Диалоговый дискурс целостный по смыслу, коммуникативно-синтаксическому оформлению и по структуре наиболее ярко диагностирует ценности коммуникантов. Диалоговая реплика может состоять из нескольких речевых ходов – минимальных речевых актов.  Смысловая нагрузка, ценностные предпочтения и принципы общения диктуют последовательность речевых ходов, предпринимаемых партнерами по общению, которые включаются в интерактивное взаимодействие, или трансакцию как сложный коммуникативный акт, коммуникативный эпизод. Именно ценностные парадигмы определяют интенциональные значения, модальные и эмоциональные смыслы, формирующие основное содержание, ради которого строится диалоговое взаимодействие. Многомерность диалогического дискурса определяется пропозициональным содержания высказываний и обогащается за счет имплицитных компонентов, прежде всего  пресуппозиций и импликаций.

Диалоговая стратегия должна стать определяющей формой коммуникации в современном медиапространстве. Полифоничность диалогического общения формируется и трансформируется в коммуникативно-прагматическом  измерении дискурса, в компьютерно-опосредованном общении при построении дискурса личностные ориентации приобретают решающее значение. Поскольку все традиционные составляющие успешного диалога (временные, пространственные, языковые) нивелируются в виртуальном пространстве на первый план выходит аксеологические характеристики пользователей, совпадение ценностных парадигм является регуляторами и детерминантом диалога (полилога) в сетевых сообществах. Общая аксеологическая база коммуникантов сегментирует коммуникативное пространство, определяет выбор партнера и отношение к нему, продолжительность контакта, готовность предоставить информацию,  успешность решения коммуникативных задач.