Учебник русского языка как неродного: о подходах к его разработке
(тезисы)
Задорожная Наталья Павловна, к.п.н., доц.,
методист-консультант по проблемам
обучения русскому языку как неродному
Сегодня русский язык во многих странах СНГ остается языком межнационального общения. В связи с этим остается актуальным вопрос обновления содержания учебников русского языка как неродного, отвечающего современным требованиям.
Известный исследователь М.М. Бахтин в свое время писал: «Единственно адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершимый диалог. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.»[1]. Именно эта идея, на наш взгляд, может стать ключевой для обновления концептуальных подходов к созданию учебников нового поколения.
Учебник – это инструмент взаимодействия ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и информации. Диалогичность же, заложенная в структуру и содержание учебника по русскому языку, может стать гарантом полноценной реализации коммуникативно-деятельностного подхода при личностно-ориентированном обучении в общеобразовательной школе, где обучение идет на родном для учащихся языке.
Минимальной структурной единицей в каждом учебнике является урок. Модель урока должна быть нацелена на создание атмосферы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, обмена мнениями, атмосферы ДИАЛОГА.
Прежде всего, она призвана дать ответы ученику на 5 главных вопросов:
- Что я буду делать на уроке?
- Зачем я это буду делать?
- Как я буду это делать?
- С кем я буду взаимодействовать?
- Каких результатов я достигну?
Ответы на эти вопросы программируется в учебнике через:
- постановку темы и целей урока;
- рубрикацию всей системы заданий;
- способов подачи сведений о языке;
- характера речевого материала;
- характера постановки инструкций к заданиям.
Как можно придать материалам учебника диалогичность покажем на примере учебника русского языка как неродного для кыргызской школы.
[1] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1994. С. 153.