Н.П. Задорожная – Учебник русского языка как неродного: о подходах к его разработке

Учебник русского языка как неродного: о подходах к его разработке
(тезисы)

Задорожная  Наталья Павловна, к.п.н., доц.,
методист-консультант по проблемам
обучения русскому языку как неродному

Сегодня  русский язык во многих странах СНГ остается языком межнационального общения. В связи с этим остается актуальным вопрос  обновления содержания учебников русского языка как неродного, отвечающего современным требованиям.

Известный исследователь М.М. Бахтин в свое время писал: «Единственно адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершимый диалог. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.»[1]. Именно эта идея, на наш взгляд, может стать ключевой для обновления концептуальных подходов к  созданию учебников нового поколения. 

Учебник – это инструмент взаимодействия ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и информации. Диалогичность  же, заложенная в структуру и  содержание учебника по русскому языку, может стать  гарантом полноценной реализации коммуникативно-деятельностного подхода при личностно-ориентированном обучении в общеобразовательной школе, где обучение идет на родном для учащихся языке.

Минимальной структурной единицей в каждом учебнике является урок. Модель урока должна быть нацелена на  создание атмосферы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса,  обмена мнениями, атмосферы ДИАЛОГА.

Прежде всего,  она  призвана дать ответы ученику на 5 главных вопросов:

  • Что я буду делать на уроке?
  • Зачем я это буду делать?
  • Как я буду это делать?
  • С кем я буду взаимодействовать?
  • Каких результатов я достигну?

Ответы на  эти вопросы программируется  в учебнике через:

  • постановку темы и целей урока;
  • рубрикацию всей системы заданий;
  • способов подачи сведений о языке;
  • характера речевого материала;
  • характера постановки инструкций к заданиям.

 

Как можно придать материалам учебника диалогичность покажем на примере учебника русского языка как неродного для кыргызской школы.

[1] Бахтин  М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1994. С. 153.