О.А. Воронина – Психолого-педагогические особенности изучения славянской литературы в современной российской школе

Психолого-педагогические особенности изучения славянской литературы в современной российской школе
(тезисы)

Воронина Оксана Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №18 им. Подольских курсантов

«Культура – наше драгоценное достояние». (В.Соловьёв)

В настоящее время Закон Российской Федерации «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт,  а так же Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяют духовно–нравственное  и творческое развитие  обучающихся  как одно из приоритетных направлений работы учителя. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Однако анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к общеславянским традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания.

Современная социально-политическая ситуация показывает, что незнание славянской культуры в целом, а славянской литературы в частности, влияет на этническую разобщенность и ряд вытекающих из этого последствий.

Таким образом, единство языка, религии, письменности, литературы имеет глубокие исторические корни. Благодаря единому литературно-письменному языку славяне пришли к осознанному принятию христианства, получив возможность воспринимать духовные ценности на родном языке и приобщиться к сокровищам мировой культуры.

Возможные пути решения данной проблемы:

  1. Больше отводить учебного времени на изучение славянской литературы, в соответствии с запросами учащихся того или иного класса.
  2. На уроках литературы особое внимание должно уделяться произведениям, которые отражают не только развитие литературы, но и историю того или иного славянского народа. Так, например, при изучении белорусской литературы – творчество Франциска Скорины и Миколы Гусовского, житие Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского, «Пинская шляхта» Дунина-Марцинкевича, “Новая земля” Якуба Коласа.
  3. Обязательно учитывать психолого-педагогические особенности учащихся в процессе изучения образцов славянской литературы.
  4. Использовать метапредметные связи и ряд специальных методик работы с текстом на уроках литературы, в частности межтекстовый анализ.
  5. Преподавать славянскую литературу в общеславянском культурном контексте.