П.А. Левина – Просвещение и реформы конца XVIII в. в Речи Посполитой: особенности восприятия западноевропейского опыта на польских землях

Просвещение и реформы конца XVIII в. в Речи Посполитой:
особенности восприятия западноевропейского опыта на польских землях

(тезисы)

Левина Полина Александровна
студентка МГУ им. М. В. Ломоносова,
исторический факультет

Говоря об эпохе Просвещения, следует уделить внимание многочисленным реформам, развернувшимся в Европе
во второй половине XVIII в. Дело не только в том, что расцвет просветительской мысли и широкая реформаторская деятельность приходятся на один и тот же исторический период, но и в том, что сами идеи Просвещения, очертив основные противоречия и трудности, во многом определили характер будущих преобразований. Основная сложность, однако, заключается в том, что, прекрасно осознавая наличие связи между этими явлениями, мы до сих пор не можем с уверенностью сказать, насколько она сильна. Были ли реформы попыткой воплотить в жизнь существующие до того лишь на бумаге идеи просветителей, или они, прежде всего, явились ответом на объективные потребности общества? А если верны оба суждения, то что же в результате оказалось более определяющим и существенным?

Польский опыт Просвещения и реформ – опыт, отличный от западноевропейского, но в то же время неразрывно с ним связанный – весьма интересен. В чем же заключались его особенности? Один из польских просветителей Станислав Сташиц, учившийся в Париже и завязавший множество знакомств с энциклопедистами, говорил: «Гражданин воротится с французскими мыслями в Польшу, где ему придется жить и поступать по-польски». Думается, эта незамысловатая фраза отражает действительность. Многие будущие польские просветители получили образование за рубежом (в Западной Европе, и особенно – во Франции) или же внимательно ознакомились с сочинениями своих французских, английских и немецких предшественников. Однако постепенно им становилось все более очевидно: попробовать воплотить в жизнь хотя бы часть идей возможно лишь приспособив их к существующим польским реалиям.

Так, например, прекрасно осознавая необходимость привлечь на свою сторону самое сильное сословие – дворянство (а без его поддержки начать реформы было бы крайне затруднительно, даже невозможно – в связи с совершенно особым положением шляхты в обществе), польские просветители поставили перед собой задачу реформировать существующую систему образования. Это стало одной из основных причин создания Эдукационной комиссии (1773 г.) – фактически первого министерства просвещения в Европе. Конечно, одной из причин ее появления стало упразднение ордена иезуитов, имевшего сильнейшее влияние на образование в Польше. Однако тот факт, что подобных органов до 1773 г. в Европе не существовало и что это ведомство появилось впервые в Речи Посполитой, указывает, на наш взгляд, на то, что именно это государство, самое первое, ощутило в нем наиболее острую необходимость. Эдукационная комиссия воспринималась просветителями как орган, который должен был познакомить польское общество с западноевропейскими достижениями и философией Просвещения – и именно это польские общественные деятели воспринимали как первый шаг к дальнейшим преобразованиям.

Ключевые достижения Просвещения были изначально привнесены на польские земли извне, но начавшиеся реформы, вдохновленные ими, достаточно быстро приобрели особенные польские черты именно в связи с конкретными реалиями сложившейся в Польше ситуации. Преобразования в политической сфере, подразумевавшие усиление власти короля (как своеобразного противовеса силе шляхетского сословия), возрастающее внимание к правовому положению горожан и к судьбе крестьян – все эти явления имели место во многом именно потому, что того требовала историческая ситуация непосредственно в Речи Посполитой. Идеи западноевропейского «классического» Просвещения нашли особенное отражение на польских землях, приобрели новые и своеобразные черты и выразились в реформах, обусловленных объективной практической необходимостью.