Общественная деятельность как школа информального образования (на примере болгарских аспирантов в СССР и России)
(тезисы)
Таня Кунчева Желязкова-Тея
(Болгария)
аспирантка МПГУ
Информальное образование, привлекшее внимание автора в 2010 году , является частью «образовательной триады» формального, неформального и информального образования. Эта триада давно известна и в России с 1995 г. Но, к сожалению, информальное образование не так хорошо изучено и исследовано как остальные части образовательной триады. И если формальное образование связано с получением официальных квалификационных документов, а неформальное образование – с развитием навыков, то информальное образование пронизывает всю жизнь человека от рождения до самого конца, и благодаря ему люди могут адаптироваться к любым жизненным ситуациям.
Для целей своей исследовательской работы, посвященной информальному образованию, автор принял следующее определение: неорганизованное, неструктурированное, несистемное, нецелевое накопление знаний, развитие умений и формирование компетенций в процессе жизни людей разных возрастов.
Чтобы продемонстрировать повсеместное присутствие информального образования в человеческой жизни, в этом исследовании используется в качестве примера общественная деятельность. Проанализирован опыт участия болгарских аспирантов, обучавшихся в СССР и России, в общественных организациях до 1990 года и после 2017 года.
Исторический анализ деятельности «Совета болгарских аспирантов в СССР» (СБАСР) осуществляется по официальным документам из архивов Министерства иностранных дел Республики Болгарии с 1988 по 1989 год. Текущий анализ деятельности вновь созданного «Совета болгарских аспирантов в России» (СБАР, правопреемника СБАСР) производится по документам и видам деятельности с 12.12. 2017 г. до сегодняшнего дня.
Общественная деятельность рассматривается как добровольная работа на службе общества с его экономическими, политическими, образовательными, научными, культурными и другими потребностями.
Добровольческая деятельность создает условия и дает возможность для проявления инициативности, инновационности и творчества добровольцев. Она превращается в школу информального образования и формирования конкретных навыков, которые дают возможность для профессионального и личностного развития общественного деятеля.