Т.И. Радомская – Особенности построения учебного курса «Духовные основы русской литературы» в современном образовательном и научном пространстве

Особенности построения учебного курса «Духовные основы русской литературы» в современном образовательном и научном пространстве
(тезисы)

Радомская Татьяна Игоревна
д.ф.н., профессор
Институт Славянской Культуры РГУ им.А.Н.Косыгина

Аннотация: В докладе раскрываются основные принципы построения экспериментального курса «Духовные основы русской литературы» для студентов филологического факультета 2 года обучения. Они определяются тем, что данный курс изучается и в историческом и  современном социокультурных контекстах. Также в нем выделяется особый круг тем, связанных с христианской антропологией. Особое внимание обращается на одну из центральных тем курса – тему памяти и особенностям ее художественного воплощения в русской литературе XIX – XX вв.

Ключевые слова: исторический контекст, предмет преподавания, объект исследования, память, личность, совесть, христианская антропология.

1. Духовные основы русской литературы на сегодняшний день, несмотря на многочисленные публикации, недостаточно изучены, особенно в филологическом аспекте. Поэтому учебный курс «Духовные основы русской литературы» представляет собой и предмет преподавания, и объект исследования.

2. Особенности построения данного курса определяются степенью его востребованности в современном образовательном и социокультурном пространстве. В связи с этим в нем особо выделяется круг тем, связанных с христианской антропологией.

3. Этот круг вопросов изучается не только в его историческом, но и современном  контекстах, для актуализации герменевтического содержания произведения и прочтения его  многообразны смыслов, корреспондирующих  с современностью.

4. Одна из центральных тем курса – тема памяти в русской литературе XIX – XX вв.  В этом аспекте  выделяются следующие блоки:

А) Память как способ сохранения личности в русской литературе  XIX – XX вв. (А.С. Пушкин, А.А. Ахматова, И.С. Шмелев).

Б) Память как один из способов сохранения совести в русской литературе XIX – XX вв. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Ахматова).

В) Трансформация  темы памяти в литературе  XX в. (А. Твардовский, Л.К. Чуковская). Своеобразие развития жанра поминания в русской литературе XX в. (А.А. Ахматова, В. Распутин)