Петар Керкелов: взгляд на музыку как взгляд на мир

11.12.2020

Последний совместный эфир БКИ и ЦСК на культура.рф за 2020 год прошел
10 декабря с композитором
Петром Керкеловым – великолепным музыкантом и собеседником. В финале этого разговора состоялась мировая премьера: прозвучала новая композиция Керкелова, записанная специально для его российской аудитории.

Спасибо композитору, а еще музыкальному критику Марии Поповой и куратору Центра славянских культур Екатерине Артемюк. Наши общие передачи на платформе культура.рф, по самым грубым подсчетам, с марта 2020-го собрали уже миллионную аудиторию.

Сразу после последнего эфира свой отзыв нам прислала Валерия Федотова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института искусствознания:

«Замечательная трансляция! Очень интересный молодой болгарский музыкант – Петар Керкелов. Очень ценно то, что он рассказал о своем творчестве, отвечая на точные и продуманные вопросы Майи Праматаровой.

Можно отметить, что творчество композитора очень разнообразно. Здесь и яркая, инструментальная пьеса «Хоро», созданная для американского ансамбля, ассоциирующаяся с болгарским фольклором, через тембровое звучание, ритмическую насыщенность, острые, терпкие гармонии, вызывающие в памяти звучание «шопского пения». Наряду с этим в пьесу включены и джазовые мотивы. И в этом музыкант видит свободу творчества композитора, осваивающего и переплавляющего в своих сочинениях многие музыкальные миры, невзирая на моду.

Большое впечатление оставило и знакомство с музыкально-театральным опусом для детей «Дудочник и автомобили» по Джанни Родари. Созданное Керкеловым совместно с Драгомиром Иосифовым, известным болгарским композитором, выступившим в роли либреттиста и дирижера, это произведение впечатляет и тонко разработанными вокальными линиями, и хоровыми партиями. Большие хореографические сцены поставлены в спектакле Пловдивской оперы петербургским хореографом Лилией Бурдинской. Действие получилось сценически ярким, живым, остроумным, передающим современными технологиями атмосферу итальянской сказки.

Хочется особо сказать об очень оригинальном сочинении молодого болгарского музыканта «Временные этюды», получившее признание на Международной трибуне композиторов во Вроцлаве. Автор представляет нам разные концепции времени и моменты его осмысления, метафизически безграничные воплощения через музыкальные звучания.

Для финального произведения, созданного специально для московской встречи, музыкант написал прекрасный литературный текст, но, конечно, музыка доминирует над всем. Представленное в единстве трех пластов: слова, звука и изображения, это сочинение оставляет очень сильное впечатление. Музыка Керкелова открывает яркую страницу современного болгарского искусства».

Если вы пропустили эфир передачи, то здесь можно послушать ее в записи.

Композиция, созданная специально для российской публики: