Жизнь и литературное творчество российских писательниц начала ХХ века: художественные достоинства, вклад в культуру и значение для современности

Екатерина Артемюк

Жизнь и литературное творчество российских писательниц начала ХХ века: художественные достоинства, вклад в культуру и значение для современности

Российская часть культурного маршрута «Европейские писательницы начала ХХ века» свяжет воедино места и локации, посвящённые трём выдающимся русским поэтессам – Анне Ахматовой, Марине Цветаеве и Зинаиде Гиппиус. Проект ставит целью пролить свет на менее известные факты их жизни, о которых можно узнать, посетив музеи, мемориальные точки, библиотеки, общественные открытые пространства, памятники, знаменитые кафе и литературные салоны, в которых зарождались новые идеи, дома, где писательницы родились, воспитывались и создавали свои первые произведения. В маршрут также войдут современные учреждения культуры, вдохновлённые в своей деятельности творческим наследием и культурным вкладом русских писательниц. Не менее важно для нас представить и их мировоззрение, которое формировало и продолжает формировать окружающую действительность через продвижение основных понятий: мир, любовь, жизнь, саморазвитие, материнство, сочувствие и способность к эмпатии.

Писательницам начала ХХ века – периода известного в России как Серебряный век поэзии – были близки такие современные идеи как необходимость обеспечения равных прав и возможностей, толерантность, эмоциональная открытость и гармоничное развитие. Анна Ахматова, Марина Цветаева и Зинаида Гиппиус были в числе первых женщин, имена которых вошли в историю мировой литературы. Подвергаясь гендерной дискриминации и имея непростые взаимоотношения с государством, они своим примером доказали, что в любой ситуации женщина способна оставаться верной самой себе, продолжать активную деятельность, проявлять решительность и изобретательность, ни в чём не уступая мужчинам. Поэтому мы убеждены, что наш маршрут подчеркнёт важность непредвзятой оценки, опасность устоявшихся стереотипов, необходимость создания равных условий для раскрытия талантов и потенциала каждого человека – идеи, которая лежит в основе современного общества.

Анна Ахматова (23 июня 1889 г. – 5 марта 1966 г.) была выдающимся и влиятельным поэтом, переводчиком и литературным критиком, номинирована на Нобелевскую премию в 1965 и 1966 гг. В течение длительного времени ее поэзия подвергалась замалчиванию и цензуре, однако ей было разрешено получить итальянскую литературную премию Этна Таормина» в 1964 г. и почетную степень Оксфордского университета в 1965 г. Ее выдающееся произведение «Поэма без героя», которое не публиковалось до 1976 года, ярко отражает революцию, войну и репрессию и заставляет задуматься, как это проживали ее современники.

Анна Ахматова родилась в приморском районе Одессы – Большой Фонтан. Ее отец, Андрей Горенко, инженер флота, и мать, Инна Стогова, были потомственными дворянами. Анна была третьим ребенком из шести детей в семье. Книг в доме почти не было, но мать знала много стихов и читала их наизусть.

Севастополь, где жил ее дедушка и где она проводила большую часть своего времени, стал значимым городом для ее детства и юности. С детства поэт выделялась среди сверстников: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень» (А. Ахматова 2014, 298). Еще она обладала даром предвидения.

Позже семья переехала в Царское Село близ Санкт-Петербурга, здесь в возрасте одиннадцати лет она начала писать стихи. Андрей Горенко литературными опытами дочери не интересовался. Более того, относился к ним пренебрежительно, он категорически запретил ей подписываться настоящей фамилией, чтобы не позорить его имя. Анна обратилась к генеалогическому древу семьи и посчитала, что фамилия ее бабушки по материнской линии Ахматова звучит мощно и величественно. Бабушка будущей поэтессы считала, что ее род идет от знаменитого ордынского хана Ахмата. Так и появился псевдоним Анна Ахматова.

Ее талант, острый ум и яркая внешность не переставали вдохновлять художников, поэтов и писателей. Можно изучать историю искусства ХХ века России и Европы, только взглянув на ее портреты (Ситалова А.Н., 2016). Многочисленные известные художники восхищались ее индивидуальностью и выбрали ее своей музой и идеалом. Интересна, пожалуй, история с 12 портретами, написанными самим Амадео Модельяни, с которым Ахматова была в теплых дружеских отношениях задолго до его мировой популярности. Она стала не только его любимой музой, но и человеком, одним из немногих, который мог понять его творчество. Позже она была одной из первых, кто написал и опубликовал «Воспоминания о Модильяни» (Ахматова 2014, 571) в защиту его и его исторической миссии.

Амедео Модильяни. Портрет Анны Ахматовой. 1911; Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург

Ахматовой приписывают романы с самыми знаменитыми писателями, учеными, художниками. Она была равным помощником для своих мужей в их работе и творчестве. Она издала труды своего первого мужа, знаменитого русского поэта Николая Гумилева; помогала в переводе научных трудов своему второму мужу Владимиру Шилейко — востоковеду и поэту, специалисту по Древнему Египту, а затем третьему гражданскому мужу, историку искусства, Николаю Пунину.

Символично, что в эпиграмме, написанной летом 1957 года, Ахматова скажет о самой себе «Я научила женщин говорить…» (Ахматова А. 2005, 218). Корней Чуковский в книге «Современники: Портреты и этюды» (1962) пишет про Ахматову: «…женщины так и остались немотствующими в течение многих веков, покуда она не научила их раскрывать в поэзии свои радости, боли и чаяния». Приводим эпиграмму на языке-оригинале: «Могла ли Биче словно Дант творить/ Или Лаура жар любви восславить?/Я научила женщин говорить…/ Но, боже, как их замолчать заставить!».

Анне Ахматовой, прославленной как один из величайших русских поэтов, пришлось многое пережить в своей жизни, в том числе личные трагедии. Трое из членов ее семьи стали жертвами репрессий. Ее первый муж Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году; ее третий муж Николай Пунин умер в ГУЛАГе в 1953 году; ее единственный сын Лев Гумилев провел более десяти лет в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях. Невыносимое горе жен и матерей «врагов народа» отражено в одном из самых сильных стихотворений Ахматовой «Реквием».

В 1941 году, когда Гитлер напал на СССР, Ахматова вместе со многими другими женщинами приняла участие в обороне Ленинграда – города, который она считала родным. Под постоянной бомбардировкой она продолжала писать стихи и выступать по радио.

Затем, ее эвакуации в Ташкент, там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и «жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте». Чувствуя свое призвание и миссию быть вместе со своим народом, она через поэзию направляла посыл людям, раскрывающий мужество и самоотверженность, что внесло большой вклад в Победу целой страны: «…Живые с мертвыми: для славы мертвых нет» (без названия, 1942 год); «Не страшно под пулями мертвыми лечь,/ Не горько остаться без крова,/ И мы сохраним тебя, русская речь,/ Великое русское слово» (стихотворение «Мужество», 1942).

Вспоминая тот период жизни, позже она напишет: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» (Ахматова А. 2014, 285).

Она прожила свою жизнь достойно и всегда оставалась верной своим моральным принципам, с ее нетронутыми духовной целостностью и благородством, независимо от того, какие трудности и вызовы она была вынуждена претерпеть. Поэт нес свое бремя с такой грацией, что ее судьба стала символом великого неповиновения и выдержки, именно поэтому Ахматова, принадлежавшая к русской интеллигенции, со временем стала «Анной всея Руси», как позже выразилась Марина Цветаева (Цветаева М. 1922, 87).

Марина Цветаева

Марина Цветаева годы жизни (08 октября 1892 — 31 августа 1941) – русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности, историк искусства, почетный член многих университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина). Мать Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.

После смерти матери – Марине Цветаевой на этот момент было 14 лет – занятия музыкой сошли на нет. Но мелодичность осталась в стихах, которые Цветаева начала писать еще в шестилетнем возрасте – сразу на русском, немецком и французском языках.

Как и Ахматова, в своем становлении как личности и как поэта обращается к своим корням, генеалогическому древу по женской линии. Поиск и понимание себя приходит отчасти оттуда и отражается в творчестве поэтесс, их знание о роде было интуитивным, а иногда и мистическим. «Гений нашего рода: женского: моей матери рода — был гений ранней смерти и несчастной любви».

В сентябре 1914 года совсем еще юная Марина Цветаева напишет знаменитое стихотворение «Бабушке» (Цветаева М., 2016, 40)/Бабушка! — / Этот жестокий мятеж/ В сердце моем — не от вас ли?..».

Свою бабушку — Марию Лукиничну Бернацкую, юную польку, умершую после родов ее матери, Марина Цветаева никогда не знала и видела только на портрете.

Скорее всего, не знала и того, что ее прабабушка, Марианна Ледоховская, происходила из семьи польских потомков Великого Сейма — авторов польской Конституции; что принадлежала к тому же роду Лед(у)ховских, что и святая католической церкви Уршула. Цветаева видела в себе постоянное проявление польских черт, выражавшееся, как ей казалось, в бунтарском, непокорном нраве. И даже имя — Марина — она носила, памятуя о Марине Мнишек, трагической польско-русской царевне.

В жанре «поэтической родословной», Цветаева напишет: «Какой-нибудь предок мой был – скрипач,/ Наездник и вор при этом./ Не потому ли мой нрав бродяч / И волосы пахнут ветром…/ И было всe ему нипочем, –/Как снег прошлогодний – летом!/ Таким мой предок был скрипачом./ Я стала – таким поэтом» (Цветаева М. 2016, 47) За образом наездника, вора, ласкового любовника, плохого товарища, труса, человека, продавшего черту душу за грош, скрипача, не умеющего играть на музыкальном инструменте Цветаева скорее всего имела в виду цыгана, которого хотела бы иметь у себя в родстве. Через цыганскую тематику она утверждает нерасторжимость добра и зла как признак разнообразия жизни, всестороннюю отдачу любви, природе, творчеству. Цветаева провозглашает сходство поэтов с представителями вольного народа. И первые, и вторые не вписываются в рамки обыденной жизни, размеренной и подчиняющейся скучным правилам.

В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый поэтический сборник «Вечерний альбом», на который положительно откликнулись мэтры российской поэзии поэт-символист Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев.

В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912-го они обвенчались, а вскоре вышли две книги: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух книг» был составлен из ранее опубликованных стихов. Он стал своего рода чертой между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.

В 1912 году она родила дочь Ариадну, в 1917 году – дочь Ирину. Первую Мировую войну семья встретила в доме в Борисоглебском переулке (Москва). Сергей Эфрон в 1917-ом был мобилизован, позже перебрался в Турцию, затем в Европу. Марина Цветаева, не получавшая в годы Гражданской войны известий от мужа, осталась в Москве с двумя детьми.

В феврале 1920 от голода в интернате умерла младшая дочь Марины Цветаевой. Спустя год из-за границы пришла весточка от Эфрона, и Цветаева решила ехать к нему. В мае 1922 года супруги встретились в Берлине. Европа начала 1920-х годов был издательской Меккой русской эмиграции. В Берлине у Марины Цветаевой вышло 5 книг.

Далее в Чехии родились «Поэма горы» и «Поэма конца», «русские» поэмы-сказки «Мо́лодец», «Переулочки», драма «Ариадна», был начат «Крысолов» — переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Гаммельн. В эмиграции начался эпистолярный роман Цветаевой с Борисом Пастернаком, длившийся почти 14 лет: «…Какие удивительные стихи Вы пишите!/ Как больно, что сейчас Вы больше меня!/ Вообще – Вы – возмутительно большой поэт», – пишет Пастернак Цветаевой (Коркина Е.В., Шевеленко И.Д. 2004, 95).

В 1925 году семья Цветаевых-Эфронов, уже с сыном Георгием, перебралась в Париж. С успехом прошел поэтический вечер Цветаевой, ее стихи публиковали. В 1928 году в Париже вышла книга «После России» — последний прижизненно изданный сборник.

Но разногласия между независимой Мариной Цветаевой и «старой» русской интеллигенцией становились все более явными. Ее нравы слишком отличались от привычек мэтров, которые здесь жили: Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Ивана Бунина. Цветаева перебивалась случайными заработками: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Ее дочь и муж мечтали вернуться на Родину. Марина Цветаева не разделяла желаний своей семьи и надежд на счастливое будущее в Советском Союзе.

Первой в марте 1937 года в Москву уехала Ариадна Эфрон. Выпускница Высшей школы Лувра, историк искусства и книжный график, она устроилась в советский журнал, который выходил на французском языке. Осенью 1937 года бежал в Москву Эфрон. Его поселили на даче в Болшеве, и жизнь, казалось, наладилась.

В июне 1939 года Цветаева приехала в СССР. Через 2 месяца арестовали Ариадну, а еще через полтора — Сергея Эфрона. Для Марины и четырнадцатилетнего Георгия начались нищета и скитания. Жили они то – у родственников в Москве, то на даче писательского Дома творчества в Голицыне. Пытались добиться свидания с родными или хоть что-то узнать о них, но безуспешно. Критики заклеймили Цветаеву и не печатали ее стихи.

8 августа 1941-го, в разгар фашистского наступления на Москву, Цветаева с сыном отправились с группой писателей в эвакуацию в город Елабуга. Там она пыталась наняться посудомойкой, но безуспешно: «Она совсем потеряла голову, совсем потеряла волю; она была одно страдание», — рассказывал позже в письме ее сын Георгий о последних днях матери (Эфрон 2007, 253). 31 августа Марина Цветаева покончила с собой.

Случаются порой в жизни странные, почти мистические совпадения: день в день, за 40 лет до этого, 31 августа 1901 года во Львове от нищеты покончил с собой ее двоюродный дедушка, польский поэт Николай Бернацкий.

Самоубийство — тяжкий грех с точки зрения христианской религии, самоубийц запрещено хоронить в освященной земле. Однако, с разрешения патриарха Алексея II в 50-ю годовщину смерти Цветаевой, Русская Православная церковь разрешила совершить панихиду по ней. «Я собрал свидетельства о ссылке Цветаевой в Елабугу, об условиях ее не-жизни там — это было скорее доведение до самоубийства» — рассказывает дьякон Андрей Кураев (Кураев А. и Кириллина Т., 2012).

Георгий Эфрон погиб на фронте в 1944 году. Его отца расстреляли в октябре 1941-го. Ариадна Эфрон была реабилитирована в 1955 году. После возвращения из ссылки она занималась переводами, готовила к изданию произведения Марины Цветаевой, и писала воспоминания о ней.

Первая посмертная книга стихов Марины Цветаевой «Избранное» вышла в СССР в 1961 году, через 20 лет после гибели автора. Ее стихи получили необычную массовость.

Сила Цветаевой, сила ее стихов неоспорима. Мотором в ее творчестве была жизнь, конечно, в первую очередь, мировая война и революция. Благодаря поэзии Цветаевой мы можем понять, что поэзия, вообще искусство, может быть средством познания, не научного, а высшего цельного знания бытия, природы, иной системы координат, где не существует добра и зла, оценок и суждений… Цветаева в полной мере реализовала свой девиз: «Одна из всех, за всех, противу всех».

Зинаида Гиппиус (20 ноября 1869 — 09 сентября 1945), критик, писатель, поэт.

Современники называли Зинаиду Гиппиус «сатанессой», «ведьмой», «декадентской мадонной», «живой легендой» за своеобразную красоту, острый язык и смелость, автором которой была она сама, так любившая играть все эти роли. Она начала писать стихи в 16 лет, а позже создавала романы и публицистические статьи и стала основательницей нескольких литературных салонов в России и Европе.

Зинаида Гиппиус родилась в 1869 году в городе Белеве, где работал ее отец — юрист Николай Гиппиус. Семья часто переезжала, поэтому Зинаида и три ее сестры не получили системного образования.

После смерти Николая Гиппиуса его жена и дочери переехали в Москву. Однако вскоре из-за болезни будущей поэтессы переселились в Ялту, а затем в 1885 году — к родственникам в Тифлис (сегодня Тбилиси). Именно тогда Зинаида Гиппиус начала писать стихи. «Стихи я писала всякие, но шутливые читала, а серьезные прятала или уничтожала» (Гиппиус З., 2019, 5).

В 1888 году в Боржоми — дачном месте близ Тифлиса — Гиппиус познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. И уже через год они обвенчались в церкви Михаила Архангела. Они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на один день, как писала позже Гиппиус.

В 1889 году вместе с супругом приехала в Петербург — город, по которому бродят величественные тени Пушкина, Гоголя, Достоевского, город, в котором легко затеряться, раствориться, сгинуть провинциальной поэтессе среди тысяч таких же.

Поначалу она только присматривается, погружалась в литературную жизнь столицы, а в Петербурге тех лет было куда пойти — знаменитые «пятницы» Я. Полонского, вечера Литературного фонда, заседания в многочисленных литературных кружках и обществах. Именно здесь завязываются литературные знакомства, важные и полезные. Полезные не потому, что можно было начать печататься в каком-то известном журнале, а потому, что со всею ясностью показали ей: это все не то, и все не о том. Пройдет немного времени, и со страниц «Северного вестника», журнала, она заговорит о «своем»: о душевном разладе человека, измученного безверием, о страхе перед смертью и страхе перед жизнью, о Боге… Именно тогда будут произнесены те главные слова, которые обозначат изменение общего вектора движения новой русской литературы — не по горизонтали, а по вертикали, от «Я» — к «Идее», «Идеалу», «Слову», «Абсолюту», к Богу. И у истоков этого «поворота» стояла она, Зинаида Гиппиус, не заметить которую было тогда просто нельзя: слишком дерзко заявляла она о себе, слишком громко прозвучало ее «Люблю я себя, как Бога…». Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни.

Ее имя то и дело мелькает на страницах литературных журналов, старых и новых, она выпускает сборники своих стихов, прозу, пишет пьесы, выступает как литературный критик, язвительный, зачастую злой, но неизменно яркий и умный – качества, высоко ценившиеся как ее поклонниками, так и противниками. А тех и других у нее в жизни было немало и тогда, когда она жила еще в Петербурге, где провела почти тридцать лет и сумела занять свое, совершенно особое место, и потом, в эмиграции, где она продолжала оставаться в центре литературной жизни Европы.

И объяснялось это не только и не столько ее литературным дарованием, но скорее особенностями ее личности, она творец, зачинатель идеи.

Ее дом в 1900-1910 годах был главным петербургским салоном, притягивавшим к себе внимание всей «литературной общественности». При ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Революция 1905 года привнесла новые темы в творчество Зинаиды Гиппиус: она заинтересовалась общественными и политическими вопросами. В ее стихотворениях и прозе появились гражданские мотивы. Поэтесса и ее муж стали противниками самодержавия и консерватизма и более двух лет находились в изгнании в Париже.

В 1908 году супруги вернулись в Петербург. В 1908–1912 годах Зинаида Гиппиус опубликовала сборники рассказов «Черное по белому» и «Лунные муравьи» — их писательница считала лучшими в своем творчестве. В 1911 году в журнале «Русская мысль» вышел роман Гиппиус «Чертова кукла», который стал частью неоконченной трилогии. В это время писательница под псевдонимом Антон Крайний опубликовала сборник критических статей «Литературный дневник».

Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. В начале 1920 года Мережковские навсегда эмигрировали во Францию.

В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 году было создано воскресное литературно-философское общество «Зеленая лампа». В доме Мережковских объединились литераторы и мыслители зарубежья: Иван Бунин и Марк Алданов, Николай Бердяев и Георгий Иванов, Георгий Адамович и Владислав Ходасевич. Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании, обсуждали «неохристианские» концепции, которые развивал в своих стихах Мережковский.

В 1939 году в Париже вышла книга стихотворений Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него выходили только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам. Стихотворения «Сияния» пронизаны ностальгией и одиночеством.

В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Гиппиус очень тяжело перенесла потерю мужа. «Я умерла, осталось умереть только телу», — писала она после смерти мужа (Гиппиус З., 2001, 440). В последние годы жизни писательница работала над мемуарами, биографией покойного супруга, а также над большой поэмой «Последний круг», которая вышла гораздо позже — в 1972 году.

Зинаида Гиппиус пережила Дмитрия Мережковского всего на четыре года. 9 сентября 1945 года она скончалась — в возрасте 76 лет. Писательницу похоронили в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.

С наследием Зинаиды Гиппиус можно ознакомиться в Музее Серебряного века в Москве и Библиотеке Серебряного века в Елабуге (Республика Татарстан). В число памятных мест входят Дом Мурузи в Санкт-Петербурге (Литейный проспект, 24) и её вторая петербуржская квартира (улица Чайковского, 83). Для установления точных адресов в Москве, Ялте и Кисловодске, в которых она проживала, потребуется предварительное исследование.

Материалы:

Minakowski, M. J. “Marina Cwietajew”, in: Genealogia potomków Sejmu Wielkiego, http://www.sejm-wielki.pl/b/ sw.852199 Accessed 13 July 2020.

Tsvetaeva, Marina. “My ancestor was a rider…” RuVerses. URL: https://ruverses.com/marina-tsvetaeva/myancestor-was-a-rider/5845/. Accessed: 7 February 2021.

Tsvetayeva, Marina. Vyorsty I, Moscow, 1922, p. 87.

Ахматова, Анна. Стихотворения и поэмы. Эпиграмма («Могла ли Биче словно Дант творить..», стихотворение). Москва, Издательство «Эксмо», 2005.

Ахматова, Анна. Стихотворения. Воспоминания. Москва, Издательство «Эксмо», 2014.

Гиппиус, Зинаида. Живые лица. Москва, Азбука-Аттикус, 2019.

Гиппиус, Зинаида. Собрание сочинений, комплект из 15 книг, Москва, Дмитрий Сечин, 2001.

Коркина Е. В. & Шевеленко И. Д. Марина Цветаева и Борис Пастернак. Души начинают видеть. Письма 1922-1936 гг. Вагриус, Москва, 2004.

Протодиакон Андрей Кураев & Татьяна Кириллина. Правмир, 8 октября, 2012.

Ситалова, А.Н. Анна Ахматова в контексте живописи и музыки. Aspectus, № 1(10), 2016, С. 28-31. Цветаева, Марина. Стихотворения, Москва, ЗвонницаМГ, 2016.

Эфрон, Георгий. “Письмо Г. С.Эфрона С. Д. Гуревичу от 8 января 1943 г.”, С. 253 – Дневники. В 2-х томах. Том 2. 1941-1943 годы. Москва, Вагриус, 2007.

Фотографии:

А. Ахматова: Кузьма Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922/ Википедия/ Общедоступный ресурс

М. Цветаева: Петр Иванович Шумов, 1925, Википедия/ Общедоступный ресурс

З. Гиппиус: Википедия/ Общедоступный ресурс