Е.А. Осипова – «Мысли по вопросам всеобщей истории» А.С. Хомякова в духовно-культурном контексте сербской традиции

«Мысли по вопросам всеобщей истории» А.С. Хомякова в духовно-культурном контексте сербской традиции

(тезисы)

Осипова Елена Аркадьевна

с.н.с. Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Фундаментальный труд выдающегося русского мыслителя, яркого представителя славянофильского направления А.С. Хомякова «Семирамида, или Мысли по вопросам всеобщей истории» называют главным творением, где в полной мере отразились его философские воззрения и понимание общественно-исторических процессов, источником которых было его всестороннее, поистине энциклопедическое образование, органично сочетавшееся с глубокой, искренней религиозностью и беззаветной верностью старине. Одновременно данный труд воплотил в себе многие мысли и наблюдения других философов-славянофилов (И.В. Киреевского, И.С. Аксакова), а также ярких представителей эпохи, близких им по духу, например, историка М.П. Погодина, писателя Ф.М. Достоевского, философа К.Н. Леонтьева и др.

Как справедливо отмечает ряд исследователей, для Хомякова написание труда по всемирной истории важно с точки зрения понимания судеб России и славянства в целом, которые, по убеждению философа, тесно взаимосвязаны друг с другом.  Неслучайно, в своей творческой, научной и общественной деятельности русские мыслители-славянофилы с большим интересом и пиететом относились славянскому миру, где  были нередко более известны и популярны, чем у себя на родине. С особым почтением к личности Хомякова относились в сербских землях. Данной теме, в частности, посвящена обзорная статья сербского исследователя Р.А. Джорджевича «А.С. Хомяков в сербской литературе и публицистике».

Подобное внимание представляется вполне закономерным. Внимательное прочтение его работы «Мысли по вопросам всеобщей истории» показывает, что высказываемые в ней взгляды органично соотносятся с ключевыми понятиями сербской национальной традиции, для которой, по мнению исследователей-сербистов, характерно неразрывное двуединство веры и крови. Сквозь призму подобного видения Хомяков рассматривает всемирно-исторический процесс с точки зрения того, как те или иные религиозно-нравственные идеи сформировали неповторимые черты отдельных государств и народностей.