Н. Кочековская – М.К. Сарбевский о поэзии и знании: между Ранним Новым временем и романтизмом

М.К. Сарбевский о поэзии и знании: между Ранним Новым временем и романтизмом
(тезисы)

Кочековская Ника
студентка
Польша

В своем трактате “De acuto et arguto” (1626), написанном под влиянием Аристотеля, польский поэт и теоретик литературы М.К. Сарбевский анализировал поэзию как особый вид знания, который вскрывает истину, скрытую за формами вещей. Поэзия является самым плодотворным путем разработки и упорядочения знания, так как она одна может собрать воедино понятия, которые выглядят противоречивыми и непоследовательными в реальности, но которые способны сосуществовать в созданном поэтом теле поэмы, и, таким образом, в этом противоречии охватывать весь предмет, вдруг раскрытый со всех сторон. В представлении поэзии как меланхолического раскрытия уклончивости и текучести трагически обманчивого мира и в предпочтении метафорического языка и поэтических образов перед абстрактными схемами и формулами, теория Сарбевского перекликается с той ролью, которая отводилась риторике в культуре барокко. Это делает “De acuto et arguto” весьма интересным в вопросе упорядочения знания, так как он позволяет парадоксальным образом получать знания из путаниц  и нарушений. Для Р. Лахмана основным принципом идеальной поэзии-знания является “правило нарушения правил”.

История восприятия Сарбевского продолжается в эпоху романтизма, когда его поэмы были переведены на английский С.Т. Колриджем. Схожесть двух культур, состоящая во взаимосвязи между поэзией и знанием, была часто проблематизирована и, в частности, занимала важное место в теориях Беньямина и Делеза. Как следствие, переводы Сарбевского на английский открывают возможности для изучения поэзии как способа упорядочения знания в контекстах барокко и романтизма, а также для разработки теорий аллегорического и поэтического знания XX века. Таким образом, я использую концепции аллегории, символа, изображения и воображения Беньямина и Делеза в качестве инструментов “поэтического” упорядочения знания как теоретической базы для сравнения восприятия работ Сарбевского в эпохи барокко и романтизма.