П.К. Кирчу – Карел Крамарж в поисках аутентичности. Впечатления из России, 1891 год

Карел Крамарж в поисках аутентичности. Впечатления из России, 1891 год

(тезисы)

Кирчу Павел Кириллович

студент

Исторического факультета МГУ

Девяностые годы XIX века во многом представляются переломными для общественной мысли чешских земель. В это время новые фигуры возникали на политической сцене Богемии, тогда как старые авторитеты, даже самые уважаемые, скорее оттеснялись в область истории, чем оставались факторами актуальных дискуссий.

Вновь возникает интерес к понятию национального, интерпретируется и переинтерпретируется само понимание «чешкости».

И если национальные концепции Томаша Г. Масарика часто выглядят намеренно синтетическими, сам он во многом понимает, что «национальный характер способен вырабатываться» [Масарик, 2000]. С Карелом Крамаржем дело обстоит несколько иначе. Его мысль и деятельность как представляется, следует скорее рассматривать не с позиций, предполагающих некоторые формы манипуляций и даже самообмана – в том числе интеллектуальной элиты – но с точки зрения методологии этносимволизма.

Таким образом, исследования и деятельность Крамаржа как безусловного чешского националиста и интеллектуала вполне укладывается в схему сдвига национальных категорий и их переинтерпретации с опорой на предшествующую национальную традицию мифа, памяти, символов и ценностей, и в конечном счете аутентифакации, как это понимает этно-символизм [Smith, 2004].

Тем не менее, в обстоятельствах того времени в самом чешском обществе наблюдаются некоторые особенности. 1890-е годы можно понимать как очередной период переопределения национальных чувств [Smith, 2004]. А кроме того, в чешской мысли в то время и позже существовало мнение, что важным фактором в национальном самосознание славян, в том числе и чехов, была опора на других славян [Масарик, 2000].

Это можно истолковать как путь к пониманию собственной национальной идентичности через осознание славянской общности.

Поэтому не удивительно, что в попытке обновить представления о чехах как о нации, что было свойственно чешским интеллектуалам того времени [Мурадова, 2008], Крамарж обращается к опыту других славян и публикует в 1891 г. в журнале «Час» (“Время”) серию своих «Впечатлений из России».

Эти публикации важны даже не столько в плане изучения русско-чешских отношений, сколько в вопросе понимания национальной жизни самих чехов в тот переломный период.

Крамарж пишет, что чтобы быть славянами не достаточно просто петь «Хей, славяне!» Пытаясь ответить на вопрос, каким должен быть чех, он ставит вопрос о том, каким должен быть славянин. И один из его ответов – славянин должен знать жизнь славянства [Kramář, 1891]. То есть, источник аутентичности Крамарж видит не в чешском народе здесь и сейчас, но в абстрактной идее славянства, как источника самоопределения отдельных народов, его составляющих.

Крамарж обращается к России, изучает Россию и хочет знать Россию.

Но место его «Впечатлений…» в чешской общественной мысли не ограничивается конкретным случаем опыта русистики. Как писал сам Крамарж, он стремился вызвать дискуссию [Kramář, 1891]. И вызвал её.

Дискуссию о том, какое начало в России преобладает – славянское, или деспотическое, дискуссию о том, какой извод славянства чище, аутентичнее – русский, или же польский, ведь скелет Польши в российском шкафу издавна был причиной как внешней, так и внутренней полемики для чехов.

Но в конечном итоге всё это было спором о том, что есть чешскость. Тому, как Карел Крамарж начал эту полемику, и тому, с каких позиций он в неё вступил, и посвящается исследование.

Литература:

Kramář K. Dojmy z Ruska//Čas. List věnovaný veřejným otázkám. Ročník V. Praha. 1891. S. 6.

Масарик Т. Г. Россия и Европа. Т. I. СПб., 2000. С. 275, 288.

Smith A. D. The Antiquity of Nations. Cambridge. 2004. P. 21, 3.

Мурадова Т. И. Социокультурные аспекты идеологии чешского реализма на рубеже XIX-XX веков. М., 2008. С. 5.