Россия в 1917 – начале 1920-х гг. глазами российских детей-эмигрантов в Королевстве СХС
(тезисы)
Лобачева Юлия Владимировна
к.и.н., ст.н.с.
Институт славяноведения РАН
В качестве эпиграфа и теоретической основы для размышлений приведем две идеи. Первая принадлежит американскому историку Карен Тейлор: «История детства важна для понимания истории любой культуры или общества, поскольку она позволяет нам понять основные ценности этого общества». Вторая же – Михаэлю Миттерауэру, австрийскому историку и антропологу: «Изучение жизни детей в прошлом может представить совершенно новую перспективу, которая отличается от традиционных взглядов и подходов к истории».
В докладе мы попытаемся представить восприятие событий в России в 1917 – начале 1920-х гг. на основе ученических сочинений детей, подростков и молодых людей, вынужденных в результате этих событий переселиться из разных областей бывшей Российской империи в другие страны, в частности – в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Источниками для нашего исследования служат уже опубликованные сочинения учеников, обучавшихся в реальных училищах Загреба и Земуна, а также неопубликованные еще сочинения учеников из Загреба и Нови-Сада, которые сохраняются в Государственном архиве Российской Федерации.