28 марта 2025 года в Центре славянских культур состоялся круглый стол «Духовные скрепы славянского мира», посвященный религиозным и культурным традициям славянских стран.
Публикуем доклад участницы круглого стола — Марии Аль-Сальхади, студентки 1 курса магистратуры МГУ имени М.В. Ломоносова.
***
Церковные взаимоотношения России и Сербии – это многосоставной конструкт, который не является вопросом сугубо литургического общения между двумя православными Церквями. Это связано не только с тем, что человек того времени существовал в парадигме христианского мировоззрения, но и со значимостью роли церковных вопросов в геополитике.
В указанный период церковный компонент являлся важной составляющей международных отношений. Это обусловлено, в первую очередь, сущностью имперской политики России, которая строилась на осознании своей особой, сакральной роли в православном мире, на идее покровительства единоверцам и защите православия в целом. Крымская война 1853-1856 гг. подорвала международный престиж Российской империи, лишив ее статуса покровительницы православных славян Османской империи. Тем не менее, Россия вовсе не собиралась отказываться от своих прав: русское правительство уже тогда выработало основные принципы русской дипломатии, главным из которых было взять на себя моральное руководство освободительным движением балканских славян, а также укрепить свое присутствие на Балканах. Однако в пунктах этой программы содержался ряд важных оговорок, свидетельствующих о том, что Россия, осознавая свою неподготовленность к большой войне, стремилась предотвратить ее всеми возможными способами. Несмотря на это, она высказала готовность оказать дипломатическую поддержку Балканскому союзу, что возбуждало надежды на скорое освобождение от османской власти.
Переломным моментом в истории русско-сербских отношений стала война 1877-1878 гг., которая, с одной стороны, принесла Сербии независимость, а с другой – разрушила те дружественные связи, которые поддерживались столетиями. Россия не была готова к этой войне: ни военное, ни транспортное, ни финансовое состояние не позволяли ей идти на такой риск; более того, она все еще не имела военного флота на Черном море.
Принять решение о вступлении в войну русскому правительству пришлось во многом из-за общественного давления. Однако существовала еще одна причина для подобного шага, едва ли не более весомая: политика России, как империи, зиждилась на имперской идеологии, в основе которой было осознание своей сакральной роли в православном мире. Поэтому особое значение придавалось защите не православного народа, а именно православия как основы сербской идентичности и русского присутствия.
Тем не менее, в тот момент России не удалось удержать Сербию в русле своей политики: уязвленное условиями Сан-Стефанского мирного договора (пусть и не вступившими в силу), правительство князя Милана Обреновича переместило вектор своих симпатий в сторону Габсбургской монархии. Эта ситуация расколола сербское общество. Во многом из-за своей прорусской ориентации был подвергнут опале и был вынужден покинуть страну митрополит Михаил.
Лед удалось растопить после государственного переворота в Сербии в мае 1903 г., когда на смену Обреновичам пришли прорусски настроенные Карагеоргиевичи. Теплые отношения на высшем церковном уровне поддерживались через митрополита Димитрия (Павловича), визит которого в Россию по случаю празднования 300-летия дома Романовых в феврале 1913 г. весьма показателен. Обращает на себя внимание интервью митрополита Димитрия одному из московских журналов, в котором он обосновывает необходимость восстановления патриаршества для России и для Сербии. Это очень важный, с точки зрения церковной истории и имперской идеологии, факт, так как митрополит встречался с высшими государственными деятелями и самим государем. Так, при встрече митрополита с министром финансов России В.Н. Коковцевым были затронуты претензии Сербии и Болгарии на македонские земли. То есть, обсуждая настолько болезненные геополитические вопросы, российское правительство априори воспринимало митрополита Белградского как представителя сербского МИДа.
Таким образом, церковный аспект взаимодействия Сербии и России не стоит особняком в общей теме взаимоотношений этих государств. Церковные взаимоотношения Сербии и России далеко выходили за рамки сугубо культурного и идеологического взаимодействия. Рациональный и мировоззренческие аспекты тесно переплетались в рамках «большой политики», готовя обе страны к кардинальным изменениям.