Основные идеи труда А. А. Потебни «Мысль и язык»

28 марта 2025 года в Центре славянских культур состоялся круглый стол «Духовные скрепы славянского мира», посвященный религиозным и культурным традициям славянских стран.

Публикуем доклад участницы круглого стола — Ангелины Дегтяревой, студентки 3 курса специалитета переводческого факультета МГЛУ.

***

Александр Афанасьевич Потебня – русский и украинский лингвист, литературовед, философ, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из первых в России теоретиков лингвистики. Сегодня Институт языкознания национальной академии наук
Украины носит его имя.


В 1862 г. Александр Афанасьевич опубликовал свой главный труд «Мысль и язык». На тот момент ему было всего 26 лет. Но уже в этом возрасте молодой философ показал себя зрелым исследователем языка. Он не только обнаружил поразительную начитанность в специальных исследованиях, но и сформулировал ряд оригинальных и глубоких теоретических положений. 
Философ уделяет особое внимание историческому и этнографическому контексту языка, рассматривая его как динамичное явление, тесно связанное с развитием общества. Благодаря его исследованиям, язык стал восприниматься как неотъемлемый элемент культурной жизни.

А. А. Потебня основывался на известном положении Вильгельма Гумбольдта – «всякое понимание есть непонимание, всякое согласие в мыслях – вместе несогласие». Одно из понятий его труда тесно связано с теорией индивидуальной психологии, утверждавшей субъективность содержания и различие мыслей говорящего и слушающего, которые под воздействием различных внешних условий воспринимают информацию по-разному. Это приводит к тому, что у собеседников образ предмета вызывает различные ассоциации.


Следующим понятием, которое рассматривал Александр Афанасьевич, являются  ассоциативные связи между звучанием и значением слова. Он сохранял понимание языка как «психологии народа».

Данные ниже утверждения, а по сути, постулаты труда Александра Афанасьевича Потебни «Мысль и язык» вытекают из понимания общественного и деятельностного характера языка, а также подтверждают тот факт, что язык никогда не попадает в ситуацию стагнации, поскольку постоянно находится в движении, то есть в поиске новых форм и способов для оптимального исполнения своего коммуникативного назначения – средства общения:


«…мы видели, что появление одного слова предполагает существование предыдущего; это в свою очередь возникает еще из другого и т.д.»;


«…прежде созданное в языке двояко служит основанием новому: частью оно перестраивается заново при других условиях и по другому началу, частью же изменяет свой вид и значение в целом единственно от присутствия нового»;


«…фонетические изменения – это болезнь, в известное время овладевающая языком. Будучи направлена к разрушению языка, эта болезнь его, однако, не уничтожает то, что в нем существенно»;


«…разрушение и рождение форм, равно как и вещественных значений, ближайшим образом зависит не от наклонностей внешних органов слова, а от известной потребности мысли». 


Важной заслугой А. А. Потебни было основание Харьковской лингвистической школы, в рамках которой разрабатывались психологические концепции лингвистики и литературоведения. В рамках школы активно изучались славянские, прежде всего восточнославянские языки. Ученые школы
сформировали восточнославянскую диалектологию как самостоятельную дисциплину, заложили основы отечественной украинистики. Разрабатывались оригинальные синтаксические концепции. Последователи и ученики А. А. Потебни исследовали язык в широком культурном и историческом контексте.


Изучая происхождение и развитие языков и словесности в связи с историей народа, лингвисты Харьковской лингвистической школы исследовали фонетические и грамматические особенности восточнославянских языков в их эволюции, собирали и изучали фольклор и художественные ценности, составляющие достояние национальной культуры. Идеи А. А. Потебни о субъективности понимания, творческом характере восприятия и динамике языка нашли отражение в современных когнитивных исследованиях, где язык рассматривается как инструмент не только коммуникации, но и мышления. Его работы подчеркивают, что язык — это не статичная система, а постоянно развивающийся процесс, который отражает как индивидуальные, так и коллективные особенности мышления и культуры.


А. А. Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной лингвистики, литературоведения и фольклористики. Его идеи и подходы легли в основу научной деятельности школы, которая стала важным центром изучения языка, культуры и истории восточнославянских народов. Идеи и методы Харьковской лингвистической школы исследования остаются актуальными и продолжают вдохновлять современных ученых, особенно в области когнитивной лингвистики, семантики и изучения связи языка с культурой и мышлением.